Дорога, дорога, ты знаешь так много... Сегодня, взглянув на карту района, можно с твердой уверенностью сказать, что самым благополучным звеном, несомненно, являются дороги. Зимой и летом, в осеннюю или весеннюю распутицу, до любого населенного пункта можно добраться без проблем. Но так было не всегда. А изменения произошли благодаря многолетней грамотной деятельности наших дорожных строительных организаций. Но надо сказать, что этому ответственному участку работы всегда уделяли много внимания. Приведу пример из далекого прошлого. В 1941 году в колхозе «Красный пахарь» приняли решение о строительстве дороги В-Катеюл - Юрьевка и взяли конкретные обязательства - к началу хлебосдачи привести ее в проезжее состояние. И вот что надо было для этого сделать: в пойме реки Четь, а тогда она была полноводной (мне даже рассказывали, что на ней комсомольцы строили электростанцию, дававшую энергию), надо было произвести земляных работ объемом в 10000 кубометров. Подобных решений повсеместно принималось много, дороги приводились в порядок, и гужевой транспорт доставлял в Заготзерно обозы с хлебом. И в 50-е годы для жителей района лучшим средством передвижения являлась лошадь, в зависимости от времени года запряженная в телегу или сани. Ведь нередко приходилось ходить в город пешком. Так, мы, юрьевские школьники, в конце 50-х, добираясь на летнюю спартакиаду в село Боготол, преодолевали весь путь пешком. И большой удачей считалось попасть в кузов ГАЗика, видимо, доставшегося от военных, так как на края высоких бортов болтами были прикреплены лавки. Я до сих пор помню номер 55-40 у этого автомобиля. При движении на некоторых участках дороги мужчинам нередко приходилось его толкать, а пассажиры из-за ухабов перемещались с одного края кузова на другой. Позже ездили в битком набитых людьми КАВЗиках, и редко когда не буксовали. О дорогах заботились, как могли, но старшее поколение хорошо помнит, как по оси увязали машины с зерном около элеватора осенью, что уж говорить о проселочных дорогах. И чтобы проследить, как удавалось перейти от земельного покрытия, по существу, природного, к грунтовому, я встретилась с дорожниками, занимавшимися этим в разное время. Один из визитов был сделан к Г.В. Сергееву, бывшему начальнику ПДУ-2408 в конце 70-х годов. - Я приехал в Боготол в 1967 году, - рассказывал Георгий Васильевич, - работал сначала главным инженером, потом уже стал руководителем. Был у нас тогда прицепной грейдер и ДТ-75, и на дороги мы сыпали, в основном, песок. Но такой подход ничего не мог изменить. Помню свою первую поездку на «Беларуси» до Вагино. Не доезжая до Медяково, увязли так, что и бревна подкладывали, но выручил нас трактор из Вагино, ехавший в город за хлебом. Словом, песок только колею углублял. А брали мы его на Чулыме.... Вскоре после этого в Ачинске проходило окружное совещание дорожников. Я выступил там и посетовал на отсутствие хорошего материала для покрытия. Меня здесь же раскритиковали и посоветовали сделать изыскания.... Камня оказалось полно по берегу, однако, чтобы взять его, надо было сделать большие затраты для организации взрывных работ: построить дом для охраны и электроэнергию провести.... Помог мне первый секретарь райкома партии Александр Николаевич Кондаков. В командировку к нам приехал начальник разрешительной системы, и вместе с начальником милиции Сергеем Васильевичем Кубаревым мы уладили все проблемы. Стали делать разовые завозы, предварительно пробурив шпуры. Только тогда приступили к отсыпке дорог, и начали… с Юрьевки, потом перешли на Тюхтет. Обслуживали нас машины из автороты, нагружали мехлопатой, а потом дали старенький, но на ходу, экскаватор из Ачинска. Мы сумели отсыпать дороги до большинства деревень, но почва у нас болотистая, и требовались большие затраты. Коллектив наш был 65-70 человек, и все находились на дороге. ПДУ переименовали в ДРСуч, и обслуживали 287 км, сейчас 340, сюда же относится и Тюхтетская зона. Эти данные я получила уже у преемника: филиала ГП КрайДЭО. Руководитель В.И. Федорцов и главный экономист Л.Ф. Циплюк, длительное время работающая здесь, рассказали о делах в коллективе, который составляет 99 человек. - В районе мы ведем ремонт дороги Красный Завод - Вагино, - говорили они, - работаем по заказам краевого управления автомобильных дорог, есть и внешние заказчики. Только за первое полугодие освоили 45 млн рублей. Многие работают здесь по 20-30 лет, и среди них ведущий инженер ПТО Н.Н. Гаврилова, оператор АБЗ Ю.А. Полешов, зам. директора В.Д. Ольбиков, водитель А.И. Бадюля. Во многих случаях мы действуем совместно с другой дорожной организацией - ДПМК... И вклад последней весом, а начался он со второй половины 80-х годов. Именно тогда появилось постановление краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета «О развитии дорожного хозяйства и благоустройства территорий Боготольского, Тюхтетсткого районов, г. Боготола». И произошло это не без активного участия бывшего первого секретаря РК КПСС Н.А. Озереденко. В Ачинске, откуда он приехал к нам, дороги уже были, у нас таких еще не построили. И вот, согласно распоряжению Агропромстроя, была создана ДПМК, случилось это 1 января 1986 года. А первым руководителем, работающим до сих пор, стал А.Б. Бальчонок. Он взял на свои плечи и огромную ношу, и такую же ответственность. - Я получил от ачинских дорожников бульдозер, 3 самосвала и вагончик, - рассказывал Александр Борисович, - было это в 1986 году, набрали примерно 25 рабочих, но к концу года их было уже около 100. Более 20 лет отдали нашему предприятию Г.Н. Сибейко, Т.А. Белобородова, А. Резванов, Л.С. Нижник, В.Н. Журавский... Как и все, мы переживали трудные времена, да и сейчас они нелегкие, но выстояли, сохранили коллектив, создали базу, на основе которой способны выполнять большие объемы работ... А начинали мы со строительства грунтовой дороги Б-Косуль - Тузлуки - Львовка, затем перешли на Вагино - Коробейниково. И везде по деревням делали подъездные пути к фермам, мастерским, асфальтированные зерноплощадки. Одновременно на участках в районе улицы Коммунальной и 505-го километра основывали базу, в 1987 году купили и смонтировали асфальтовый завод. И только к 2000 году она стала мощной, появились гаражи, мастерские, склады, битумное хозяйство, автозаправки. Сейчас имеем более 100 единиц различной техники, а производственные площади составляют более 10000 квадратных метров. Я помню все участки, где трудился наш коллектив. К примеру, дорогу до Юрьевки строили вместе с ДРСуч, и на Николаевку, до Лебедевки, Березовки, Волынки, и внутрипоселенческие дороги делали мы. В Вагинском кусте прокладывали их до Павловки, Ильинки, Дмитриевки, Коробейниково и до Медяково. На Оргу, Красный Завод, Шулдат, Булатово, Новопетровку - дело нашего коллектива, и совместно делали дорогу Критово - Вагино. Если подсчитать, то примерно 200 км проложено нами в районе. И мы же обслуживаем часть дорог зимой и летом... Кстати, глава района Р.Р. Бикбаев всегда с теплотой отзывался о дорожниках, и, только благодаря им, ежедневно из любой точки можно приехать в город. Далеко не все территории могут похвастаться таким состоянием. С. ХОХЛОВА.