Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [188]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Суббота, 18.11.2017, 05:24ГлавнаяРегистрацияВход
Земля Боготольская
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Дорога, дорога, ты знаешь так много...

Дорога, дорога, ты знаешь так много...
Сегодня, взглянув на карту района, можно с твердой уверенностью сказать, что самым благополучным звеном,
несомненно, являются дороги. Зимой и летом, в осеннюю или весеннюю распутицу, до любого населенного пункта
можно добраться без проблем. Но так было не всегда. А изменения произошли благодаря многолетней грамотной
деятельности наших дорожных строительных организаций.
Но надо сказать, что этому ответственному участку работы всегда уделяли много внимания. Приведу пример из далекого
прошлого. В 1941 году в колхозе «Красный пахарь» приняли решение о строительстве дороги В-Катеюл - Юрьевка и
взяли конкретные обязательства - к началу хлебосдачи привести ее в проезжее состояние. И вот что надо было для этого
сделать: в пойме реки Четь, а тогда она была полноводной (мне даже рассказывали, что на ней комсомольцы строили
электростанцию, дававшую энергию), надо было произвести земляных работ объемом в 10000 кубометров.
Подобных решений повсеместно принималось много, дороги приводились в порядок, и гужевой транспорт доставлял в
Заготзерно обозы с хлебом. И в 50-е годы для жителей района лучшим средством передвижения являлась лошадь, в
зависимости от времени года запряженная в телегу или сани. Ведь нередко приходилось ходить в город пешком. Так,
мы, юрьевские школьники, в конце 50-х, добираясь на летнюю спартакиаду в село Боготол, преодолевали весь путь
пешком. И большой удачей считалось попасть в кузов ГАЗика, видимо, доставшегося от военных, так как на края
высоких бортов болтами были прикреплены лавки. Я до сих пор помню номер 55-40 у этого автомобиля. При движении
на некоторых участках дороги мужчинам нередко приходилось его толкать, а пассажиры из-за ухабов перемещались с
одного края кузова на другой. Позже ездили в битком набитых людьми КАВЗиках, и редко когда не буксовали.
О дорогах заботились, как могли, но старшее поколение хорошо помнит, как по оси увязали машины с зерном около
элеватора осенью, что уж говорить о проселочных дорогах. И чтобы проследить, как удавалось перейти от земельного
покрытия, по существу, природного, к грунтовому, я встретилась с дорожниками, занимавшимися этим в разное время.
Один из визитов был сделан к Г.В. Сергееву, бывшему начальнику ПДУ-2408 в конце 70-х годов.
- Я приехал в Боготол в 1967 году, - рассказывал Георгий Васильевич, - работал сначала главным инженером, потом уже
стал руководителем. Был у нас тогда прицепной грейдер и ДТ-75, и на дороги мы сыпали, в основном, песок. Но такой
подход ничего не мог изменить. Помню свою первую поездку на «Беларуси» до Вагино. Не доезжая до Медяково,
увязли так, что и бревна подкладывали, но выручил нас трактор из Вагино, ехавший в город за хлебом. Словом, песок
только колею углублял. А брали мы его на Чулыме....
Вскоре после этого в Ачинске проходило окружное совещание дорожников. Я выступил там и посетовал на отсутствие
хорошего материала для покрытия. Меня здесь же раскритиковали и посоветовали сделать изыскания....
Камня оказалось полно по берегу, однако, чтобы взять его, надо было сделать большие затраты для организации
взрывных работ: построить дом для охраны и электроэнергию провести....
Помог мне первый секретарь райкома партии Александр Николаевич Кондаков. В командировку к нам приехал
начальник разрешительной системы, и вместе с начальником милиции Сергеем Васильевичем Кубаревым мы уладили все
проблемы. Стали делать разовые завозы, предварительно пробурив шпуры. Только тогда приступили к отсыпке дорог, и
начали… с Юрьевки, потом перешли на Тюхтет.
Обслуживали нас машины из автороты, нагружали мехлопатой, а потом дали старенький, но на ходу, экскаватор из
Ачинска.
Мы сумели отсыпать дороги до большинства деревень, но почва у нас болотистая, и требовались большие затраты.
Коллектив наш был 65-70 человек, и все находились на дороге.
ПДУ переименовали в ДРСуч, и обслуживали 287 км, сейчас 340, сюда же относится и Тюхтетская зона. Эти данные я
получила уже у преемника: филиала ГП КрайДЭО. Руководитель В.И. Федорцов и главный экономист Л.Ф. Циплюк,
длительное время работающая здесь, рассказали о делах в коллективе, который составляет 99 человек.
- В районе мы ведем ремонт дороги Красный Завод - Вагино, - говорили они, - работаем по заказам краевого управления
автомобильных дорог, есть и внешние заказчики. Только за первое полугодие освоили 45 млн рублей. Многие работают
здесь по 20-30 лет, и среди них ведущий инженер ПТО Н.Н. Гаврилова, оператор АБЗ Ю.А. Полешов, зам. директора
В.Д. Ольбиков, водитель А.И. Бадюля. Во многих случаях мы действуем совместно с другой дорожной организацией -
ДПМК...
И вклад последней весом, а начался он со второй половины 80-х годов. Именно тогда появилось постановление краевого
комитета КПСС и исполкома краевого Совета «О развитии дорожного хозяйства и благоустройства территорий
Боготольского, Тюхтетсткого районов, г. Боготола». И произошло это не без активного участия бывшего первого
секретаря РК КПСС Н.А. Озереденко. В Ачинске, откуда он приехал к нам, дороги уже были, у нас таких еще не
построили.
И вот, согласно распоряжению Агропромстроя, была создана ДПМК, случилось это 1 января 1986 года. А первым
руководителем, работающим до сих пор, стал А.Б. Бальчонок. Он взял на свои плечи и огромную ношу, и такую же
ответственность.
- Я получил от ачинских дорожников бульдозер, 3 самосвала и вагончик, - рассказывал Александр Борисович, - было это
в 1986 году, набрали примерно 25 рабочих, но к концу года их было уже около 100. Более 20 лет отдали нашему
предприятию Г.Н. Сибейко, Т.А. Белобородова, А. Резванов, Л.С. Нижник, В.Н. Журавский... Как и все, мы переживали
трудные времена, да и сейчас они нелегкие, но выстояли, сохранили коллектив, создали базу, на основе которой
способны выполнять большие объемы работ...
А начинали мы со строительства грунтовой дороги Б-Косуль - Тузлуки - Львовка, затем перешли на Вагино -
Коробейниково. И везде по деревням делали подъездные пути к фермам, мастерским, асфальтированные зерноплощадки.
Одновременно на участках в районе улицы Коммунальной и 505-го километра основывали базу, в 1987 году купили и
смонтировали асфальтовый завод. И только к 2000 году она стала мощной, появились гаражи, мастерские, склады,
битумное хозяйство, автозаправки. Сейчас имеем более 100 единиц различной техники, а производственные площади
составляют более 10000 квадратных метров.
Я помню все участки, где трудился наш коллектив. К примеру, дорогу до Юрьевки строили вместе с ДРСуч, и на
Николаевку, до Лебедевки, Березовки, Волынки, и внутрипоселенческие дороги делали мы.
В Вагинском кусте прокладывали их до Павловки, Ильинки, Дмитриевки, Коробейниково и до Медяково. На Оргу,
Красный Завод, Шулдат, Булатово, Новопетровку - дело нашего коллектива, и совместно делали дорогу Критово -
Вагино.
Если подсчитать, то примерно 200 км проложено нами в районе. И мы же обслуживаем часть дорог зимой и летом...
Кстати, глава района Р.Р. Бикбаев всегда с теплотой отзывался о дорожниках, и, только благодаря им, ежедневно из
любой точки можно приехать в город. Далеко не все территории могут похвастаться таким состоянием.
С. ХОХЛОВА.
Категория: Мои статьи | Добавил: zemlyabogotol (05.08.2010)
Просмотров: 249 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2017